Дело № А33-1062 решение об отказе удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственноси в соответствии со ст. 14.37 |
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р Е Ш Е Н И Е
26 марта 2015 года Дело № А33-1062/2015 г. Красноярск Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Болуж Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Отдела полиции № МУ МВД России «Красноярское» к индивидуальному предпринимателю А. (ИНН № ОГРН №) о привлечении к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без вызова лиц, участвующих в деле, Установил: Отдел полиции № МУ МВД России «Красноярское» (далее по тексту - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю А. (далее по тексту - ответчик) о привлечении к административной ответственности по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Определением от 28.01.2015 заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства. Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с применением особенностей, установленных главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора. А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером №. Управление архитектуры администрации г. Красноярска обратилось в ОП № УВД по г. Красноярску с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Акимова Юрия Дмитриевича к административной ответственности за установку рекламной конструкции по адресу: г. Красноярск, ул. Ш., д. №, на фасаде многоквартирного жилого дома, без соответствующего разрешения. ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела выдачи разрешений и контроля управления архитектуры администрации города Ж. в присутствии начальника отдела выдачи разрешений и контроля управления архитектуры администрации города Красноярска М., проведена проверка факта установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции по адресу: г. Красноярск, ул. Ш., д. №. На рекламной конструкции по адресу: г. Красноярск, Ш., д. №, на фасаде многоквартирного жилого дома была размещена маркировка «В.», «Супермагазин бытовой техники/Вся бытовая техника по ценам дешевле склада/мкр. С. Ш., д. 1 т. №». В ходе проведенной проверки было установлено, что рекламная конструкция установлена и (или) эксплуатируется без разрешения, что является нарушением ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (акт о выявлении размещения рекламной конструкции без разрешения на установку рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ), то есть индивидуальным предпринимателем А. совершено правонарушение, предусмотренное ст. 14.37 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ инспектором ГИАЗ ОП № МУ МВД России «Красноярское» З. в отношении индивидуального предпринимателя А. составлен протокол АА № об административном правонарушении по ст. 14.37 КоАП РФ. Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам. В соответствии со статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. В соответствии со статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. На основании части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. В силу части 4 приведенной статьи перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством. Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.37 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). В соответствии с пунктом 4.6 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Приказа МВД России от 05.05.2012 № 403, должностные лица отделов (отделений) ГИБДД, являются должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ АА № составлен инспектором ГИАЗ ОП № МУ МВД России «Красноярское» З., следовательно, уполномоченным лицом. Вместе с тем суд полагает, что административным органом не соблюдена установленная законом процедура привлечения к административной ответственности на основании следующего. Согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости. Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. В соответствии с частью 1 статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае выявления административного правонарушения составляется протокол. По смыслу статей 26.2., 28.2., 28.3., 28.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении. В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Частью 1 статьи 25.5 Кодекса предусмотрено, что для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что: - при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе; - физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу; - протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; - физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вышеназванные положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Как установлено в ходе рассмотрения дела, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ АА № составлен в отсутствие индивидуального предпринимателя А. Согласно представленному в материалы уведомлению о составлении протокола от ДД.ММ.ГГГГ № ИП А. предлагалось явиться ДД.ММ.ГГГГ в 12:00 по адресу: г. Красноярск, пр. М., д. №, каб. №, для составления протокола об административном правонарушении. Указанное извещение направлено в адрес предпринимателя (квитанция от ДД.ММ.ГГГГ, номер почтового идентификатора №) и получено им лично ДД.ММ.ГГГГ (данные Интернет-ресурса Почты России по отслеживанию почтовых отправлений), то есть после даты составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ АА №. Иные доказательства надлежащего уведомления предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом в материалы дела не представлены. Индивидуальный предприниматель представил в материалы дела отзыв на заявление, в котором указывает на то, что ему не было известно о дате и времени места составления протокола об административном правонарушении. Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о ненадлежащем извещении предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Получение предпринимателем уведомления после даты составления протокола об административном правонарушении свидетельствует о том, что предприниматель был лишен предоставленных законом прав для обеспечения защиты своих прав и законных интересов в рамках административного производства. Кроме того, на момент составления протокола административный орган не мог располагать информацией о вручении предпринимателю уведомления о составлении протокола от ДД.ММ.ГГГГ АА №, поскольку почтовое уведомление не было возвращено административному органу в назначенную дату. На основании изложенного административным органом не доказан факт надлежащего извещения лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Как следует из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу. Таким образом, судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому он не может быть принят во внимание в качестве доказательства правонарушения и соответственно не может служить основанием для привлечения ИП А. к административной ответственности. Допущенное процессуальное нарушение является существенным, возможность его устранения в ходе рассмотрения настоящего заявления о привлечении к административной ответственности отсутствует. Судом отклоняется довод предпринимателя о том, что заявление, подписанное лицом, не имеющим права его подписывать вследствие прекращения действия доверенности, является в рассматриваемом случае основанием для оставления арбитражным судом данного заявления без рассмотрения после его принятия к производству. Согласно части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ АА № составлен инспектором ГИАЗ ОП № МУ МВД России «Красноярское» З. Заявление о привлечении ИП А. к административной ответственности также подписано инспектором ГИАЗ ОП № МУ МВД России «Красноярское» З., то есть уполномоченным лицом. Кроме того, дата составления заявления не проставлена, при этом в заявлении имеется графа «копию заявления получил ДД.ММ.ГГГГ». Копия заявления направлена ответчику ДД.ММ.ГГГГ вместе с протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что указанное заявление подписано З. после истечения срока действия доверенности, в материалах дела отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. Руководствуясь статьями 167 - 170, 206, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Отдела полиции № МУ МВД России «Красноярское» о привлечении индивидуального предпринимателя А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать. Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края. Судья Е.В. Болуж |